Казахстан, г.Алматы,
ул.Байтурсынова, 4А
ПН - ПТ - 08:00 - 18:00
Выходные: СБ - ВС

Забыть о логопеде

Забыть о логопеде — что нужно сделать родителям малышей, чтобы никогда не обращаться к такому специалисту, как логопед.

Большинство из вас не найдет в этой статье ничего сверхнового. Скорее, это старые, но, увы, забытые истины, которые необходимо возродить в век электроники, чтобы вырастить умного и гармонично развитого ребенка.

Сегодня к нам все чаще обращаются мамы малышей с одним вопросом: почему мой ребенок плохо говорит, а вот соседская девочка такого же возраста декламирует стихи, считает до 10 и причем, по-казахски и по-русски, рассказывает сказки и прочее. Помогите!

Во-первых, возрастные нормы развития речи довольно гибки и индивидуальны: один ребенок начинает изъясняться с года, другой молчит до 2-3 лет, накапливая пассивный словарный запас, а потом сразу выдает развернутые фразы.

Во-вторых, если условные девочки разговаривают лучше вашего ребенка, значит, к этому были приложены определенные усилия. Развитие речи — это такой же труд, как и воспитание детей. Он требует внимания и постоянного участия родителей.

Речь — это «одежда мысли», она отражает уровень мышления человека. Полноценное и своевременное речевое развитие происходит только при гармоничной работе правого (эмоционально-образное, пространственное мышление, интуиция) и левого (рационально-логическое мышление) полушарий головного мозга. Этот процесс зависит от многих факторов, в том числе от психологического климата, системы ценностей, способа общения с детьми, принятых в семье. Логопед не может за несколько занятий сформировать речь ребенка. Его основная задача — научить правильно произносить различные звуки. А эффективное логопедическое занятие возможно провести с ребенком 4-5 лет, не ранее. Поэтому этот цикл статьей посвящается практическим советам на тему: что делать, чтобы никогда не обращаться к логопеду.
Оговоримся сразу: речь идет о здоровых детях, о варианте нормы. Если у ребенка диагностирована задержка речевого или психоречевого развития (ЗРР, ЗПР), что чаще всего сопутствует синдрому Дауна, ДЦП, детскому аутизму, обратиться к специалистам: невропатологу, логопеду, детскому психологу, а в некоторых случаях и психиатру необходимо как можно раньше. Такие состояния требуют глубокого медицинского обследования.

К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды — это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно говорить различные звуки, а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет. Но мы с вами уже знаем, что ждать до 5 лет в случае с ребёнком с ЗРР крайне опасно. Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.

Дорогие читатали, если по рассказам родни вы, ваша родня или ближайший родственник заговорил поздно, то это сигнализирует, что у вашего ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к ЗРР. От поколения к поколению ЗРР носит всё более тяжёлые формы. Необходимо понимать, что активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается. Если у ребёнка вообще нет речи или даже словоподражания в 6 лет, вероятность, что он заговорит, равна 0,2%. Если же ребёнку исполнилось 8 лет, то ему придётся осваивать альтернативные методы коммуникации — жестовую, карточную, письменную, но активной речи в общем понимании у него уже не будет. Поэтому ждать, что все само исчезнет — это крайне безответственная позиция.