Инклюзивное образование
Инклюзивное образование — это трансформация общего образования, ее идея заключена в том, что в обществе инвалиды должны и могут быть вовлеченными в социум.
Инклюзивное образование — это трансформация общего образования. Идея этой трансформация заключена в том, что в обществе инвалиды должны и могут быть вовлеченными в социум. Трансформация ориентирована на создание условий доступности самого образования для всех, включая инвалидов.
В конце 90-х годов XX века усилия общества по доступности образования для всех сформировали новый тип педагогики. Она и получила название инклюзивной (от франц. inclusif — вовлекающий, включающий).
Согласно инклюзивной педагогике, все без исключения дети — это индивидуумы, у которых потребности в обучении могут быть различными. Поэтому цель инклюзивного образования заключается в разработке подходов к гибкому преподаванию в детских центрах, обучению и подготовке для наилучшего удовлетворения потребностей при обучении. Если в результате изменений обучение и преподавание станут эффективными от этого будет польза для всех детей, не только для детей с особыми потребностями.
Принципы инклюзивного образования
Само инклюзивное образование включает в себя 8 главных принципов:
- любой из людей способен думать и чувствовать;
- любой из людей имеет право на возможность быть услышанным и на общение в социуме;
- люди нужны друг другу и нуждаются друг в друге;
- ценность человека не должна зависеть от его достижений и способностей;
- настоящее образование осуществляется в контексте взаимоотношений;
- детям нужна дружба и поддержка сверстников;
- достижение человеческого прогресса для всех обучающихся состоит в том, что они все могут делать что-либо, чем в том, что они чего-то не могут;
- разнообразие может усиливать стороны жизни у человека.
В 1994 г. в г.Саламанка была принята декларация, где были прописаны принципы, политика и практическая деятельность в образовании, где вовлечены лица с особыми потребностями:
- любой ребенок имеет право на получение образования и возможность получения и поддержки необходимого уровня знаний;
- любой из детей обладает своими уникальными способностями, интересами и учебными потребностями;
- всегда существует необходимость в разработке систем образования и образовательных программ, которые учитывают многообразие потребностей и особенностей;
- лица, у которых особые потребности при получении образования должны всегда иметь доступ к получению образования в обычной школе;
- обычная школа обязана создавать все условия доступа к обучению на основе педагогических методик;
- обычные школы с упором на инклюзивное образование — эффективный метод борьбы с дискриминацией, они повышают рентабельность всей системы образования и ее эффективность.
В настоящее время инклюзивное образование становится реальностью не только во всем мире, но и в Казахстане. В 2008 г. была подписана Конвенция ООН «О правах инвалидов», где в одной из статей говорится о том, что в целях реализации прав граждан все государства-участники обязаны содействовать развитию системы инклюзивного образования в своей стране. В отличие от систем образования за рубежом, где инклюзия имеет огромный опыт и законодательный аспект, отечественная только начинает развиваться, что ставит перед системой образования огромных ряд сложных вопросов.
Читайте также: